Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго
 
 

3.2.4. Федеративное государство

Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его частями. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство представляет собой государство с централизованной систему государственной власти, в нем не существует разделения предметов ведения и полномочий между центральными органами и органами составных частей государства (административно-территориальных единиц), составные части не обладают самостоятельностью в решении каких-либо государственно-правовых вопросов. Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).
Конституция РФ в ст. 5 закрепляет в числе основ конституционного строя основные принципы федеративного устройства Российской Федерации: *
1) Российская Федерация - конституционно-правовая, то есть провозглашенная федерация, ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;
2) субъекты Российской Федерации равноправны. Конституция РФ в ч. 1 ст. 5 провозглашает равноправие субъектов Федерации, однако оно является лишь формальным. Уже в ч. 2 ст. 5 республики называются государствами и им предоставляется привилегия иметь конституции в отличие от других субъектов, которые могут принимать уставы. В дополнение к объявленному равенству ч. 4 ст. 5 Конституции РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие в отношениях с федеральными органами означает равенство возможностей получения полномочий в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Формальность равноправия субъектов Федерации заключается в том, что реально разделение полномочий происходит на основе не только Конституции РФ (ст. 71-73), не только многостороннего Федеративного договора, участниками которого являются почти все субъекты Российской Федерации, но и двусторонних договоров между субъектом и Федерацией, которые могут предусматривать различный объем полномочий для различных субъектов Федерации;
3) государственная целостность - принцип федеративного устройства, при котором субъекты Федерации не обладают правом выхода из состава Федерации. Вопросы своей территории Российская Федерация может решать только сама. Выражением государственной целостности являются единое правовое ** и экономическое пространство, единое гражданство;
4) единство системы государственной власти. Этот принцип означает, что система государственной власти в Российской Федерации строится в соответствии с общими принципами ее организации на всех территориальных уровнях: федеральном и региональном. Из данного принципа также вытекает необходимость проведения общей государственной политики всеми субъектами государственной власти;
5) разграничение предметов ведения и полномичий между органами государственной власти Российской Федерации к органами государственной власти субъектов Федерации. Данное положение является механизмом реализаций федеративного устройства государства, в нем заключается сущность этой формы государственного устройства. Конституция выделяет и перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), а также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). В рамках не указанных в Конституции РФ предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ);
6) равноправие и самоопределение народов как принцип также положен в основание федеративного устройства. Принцип равноправия и самоопределения народов как принцип федерализма относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации, их праву осуществлять государственную власть на соответствующей территории. Данный принцип не означает права выхода субъектов из Российской Федерации.

Конституционное право. Учебное пособие Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИЯ

2.1. Понятие конституции
2.2. Классификация конституций
2.3. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
2.4. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

ГЛАВА III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Понятие конституционного строя и его основ
3.2. Система основ конституционного строя Российской Федерации
3.2.1. Человек, его права и свободы - высшая ценность
3.2.2. Демократическое государство. Суверенитет народа
3.2.3. Государственный суверенитет
3.2.4. Федеративное государство
3.2.5. Республиканская форма правления
3.2.6. Правовое государство
3.2.7. Социальное государство
3.2.8. Светское государство
3.2.9. Осуществление государственной власти и разделение властей
3.2.10. Экономические основы конституционного строя
3.2.11. Идеологическое и политическое многообразие
3.2.12. Разграничение государственной власти и местного самоуправления

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

4.1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина
4.2. Гражданство Российской Федерации
4.2.1. Понятие и принципы гражданства Российской федерации
4.2.2. Приобретение гражданства Российской Федерации
4.2.3. Прекращение гражданства Российской Федерации
4.2.4. Порядок разрешения дел о гражданстве Российской федерации
4.2.5. Правовое положение иностранцев в Российской федерации
4.3. Принципы правового статуса человека и гражданина
4.4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
4.4.1. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
4.4.2. Личные права и свободы
4.4.3. Политические права и свободы
4.4.4. Экономические, социальные и культурные права и свободы
4.4.5. Конституционные обязанности
4.5. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения
4.6. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz