Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго
 
 

4.6. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.
Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.
Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.
В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.
К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.
Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» *.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.
Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:
1 ) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты;
5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
2) обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении действующего законодательства либо о восполнении пробелов в законодательстве.
В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.
Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, высшим органам судебной власти РФ, Генеральному прокурору. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете».

Конституционное право. Учебное пособие Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

ГЛАВА III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Понятие конституционного строя и его основ
3.2. Система основ конституционного строя Российской Федерации
3.2.1. Человек, его права и свободы - высшая ценность
3.2.2. Демократическое государство. Суверенитет народа
3.2.3. Государственный суверенитет
3.2.4. Федеративное государство
3.2.5. Республиканская форма правления
3.2.6. Правовое государство
3.2.7. Социальное государство
3.2.8. Светское государство
3.2.9. Осуществление государственной власти и разделение властей
3.2.10. Экономические основы конституционного строя
3.2.11. Идеологическое и политическое многообразие
3.2.12. Разграничение государственной власти и местного самоуправления

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

4.1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина
4.2. Гражданство Российской Федерации
4.2.1. Понятие и принципы гражданства Российской федерации
4.2.2. Приобретение гражданства Российской Федерации
4.2.3. Прекращение гражданства Российской Федерации
4.2.4. Порядок разрешения дел о гражданстве Российской федерации
4.2.5. Правовое положение иностранцев в Российской федерации
4.3. Принципы правового статуса человека и гражданина
4.4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
4.4.1. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
4.4.2. Личные права и свободы
4.4.3. Политические права и свободы
4.4.4. Экономические, социальные и культурные права и свободы
4.4.5. Конституционные обязанности
4.5. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения
4.6. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

ГЛАВА V. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.1. Понятие федерации как формы государственного устройства
5.2. Понятие и виды автономии
5.3. Принципы российского федерализма
5.4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации как федеративного государства
5.5. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды
5.6. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz