Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго
 
 

4. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

Договором контрактации могут регулироваться отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). Указанные правоотношения в настоящее время регулируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»1 и оформляются договорами на закупку (или поставку) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей для государственных нужд.
1 СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3303.

При этом под закупкой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение государством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под поставкой разумеются договорные отношения между товаропроизводителями (поставщиками) и покупателями (потребителями) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Государственные нужды определяются исходя из потребностей Российской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд осуществляются, в частности, для выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных резервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т. д.
Государственные заказчики определяются Правительством РФ, а по региональным государственным нуждам – органами исполнительной власти Российской Федерации. В этом качестве могут выступать органы исполнительной власти, коммерческие и некоммерческие организации, в частности специально создаваемые в этих целях продовольственные корпорации.
Исходя из федеральных и региональных потребностей, государственные заказчики не позже чем за три месяца до начала каждого года доводят до товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей-поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам. Доведенные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.
Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать условия: об объеме (количестве) закупаемой продукции, ее ассортименте и качестве, о ценах, сроках закупки и порядке расчетов. Особые правила предусмотрены в отношении цены и порядка расчетов за закупаемую продукцию. Договор считается действующим по тем ценам, которые на момент его заключения были определены в договоре, и не может быть в дальнейшем расторгнут по инициативе одной из сторон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность порядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена форма расчетов за закупаемую сельскохозяйственную продукцию, стороны должны использовать инкассовую форму расчетов.
Определенным своеобразием отличается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договоров на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (ст. 8 Федерального закона). Во-первых, на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйственной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана уплатить контрагенту неустойку в размере пять–десять процентов от стоимости недопоставленной или соответственно непринятой продукции.
Во-вторых, несвоевременная оплата закупленной (поставленной) продукции растениеводства влечет обязанность государственного заказчика (покупателя) уплатить товаропроизводителю неустойку (пеню) в размере двух процентов от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты свыше тридцати дней – трех процентов.
Отказ государственного заказчика от закупки предусмотренной договором сельскохозяйственной продукции допускается только при условии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) убытков, причиненных по вине государственного заказчика.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Витрянский В.В. Договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, перевозки, транспортной экспедиции. Расчеты. М., 1996;
Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право. Курс лекций /Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997 (гл. 3);
Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975;
Клейн Н.И. Поставка продукции для государственных нужд //Закон. 1995. № 6;
Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. 2-е изд. М., 1999;
Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения //Закон. 1995. №7;
Сейнароев Б.М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975;
Халфина P.O. Правовое регулирование поставки продукции в народном хозяйстве. М.,1963;
Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий. Правовые вопросы. М., 1990.

Гражданское право т.2. Суханов Е.А.

ГЛАВА 32. ДОГОВОРЫ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, КОНТРАКТАЦИИ И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

§ 1. ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ

1. Значение и сфера применения поставки
2. Понятие договора поставки
3. Заключение договора поставки
4. Исполнение договора поставки
5. Изменение и расторжение договора поставки

§ 2. ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

1. Значение и сфера применения договора поставки товаров для государственных нужд
2. Основания поставки товаров для государственных нужд
3. Порядок заключения государственных контрактов
4. Исполнение обязательств по государственному контракту
5. Поставка товаров между организациями государств – участников СНГ

§ 3. ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

1. Энергоснабжение и его гражданско-правовое регулирование
2. Понятие договора энергоснабжения
3. Содержание договора энергоснабжения
4. Заключение договора энергоснабжения
5. Содержание и исполнение обязательства энергоснабжения
6. Ответственность сторон договора энергоснабжения
7. Изменение и прекращение договора энергоснабжения
8. Договор о снабжении продукцией (товарами) через присоединенную сеть

§ 4. ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ

1. Значение и сфера применения контрактации
2. Понятие договора контрактации
3. Содержание и исполнение договора контрактации
4. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz