Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
 
 

Гражданская администрация.

Монгольская империя как государство рождалось в ходе завоеваний. И вся его организация была взаимосвязана с военной активностью. Однако включение в состав империи огромных территорий, населенных земледельческими народами, определило выработку некоторых принципов гражданского управления. Особое влияние на это оказал древнейший опыт китайской государственной администрации. Его носителем стал советник Чингис-хана из китайцев Елю Чу-цай. По преданию, внимание к его административному таланту привлекли слова: «Хотя вы завоевали империю, сидя на коне, но управлять ею, сидя на коне, нельзя».
Уже в правление Чингиса при ставке великого казна помимо дворцовых администраторов сложилась как бы гражданская канцелярия. Основную роль в ней играли двое советников из немонголов: Елю Чу-цай и Чинкил. Первый был как бы политическим советником. Второй выполнял функции канцлера, возглавляя 2 особых бюро по подготовке указов и переписки. (Государственную печать монголы заимствовали у уйгуров.) Дальнейшая администрация в империи осуществлялась с помощью даругов – чиновников особых поручений. Главной обязанностью даругов было надзирать за сбором и доставкой налогов, однако они контролировали также рекрутирование вспомогательных войск, почтовое дело. Знаком их полномочий были разного рода металлические пайцзы (жетоны-мандаты).
Единство империи в какой-то мере обеспечивали общегосударственные обязательные налоги. Собственно монгольский был купгур (1/100 с голов скота); его собирали со всех без исключения. Поземельный налог был позаимствован из традиционной системы халифата – харадж. Кроме этого, собиралось еще до 45 разных других: чрезвычайный на армию (собирали его, однако, регулярно), снабженческий, содержания чиновников и т. д. Монголы ввели обязательную ямскую повинность по всей империи (или ямской налог) на содержание дорог и почтовой связи. Важную роль играло и общегосударственное право войск на постой. С религиозных объединений взималась особая тамга. Все торговые сделки (даже розничные продажи) также облагались налогом в 10%.
Управление в улусах следовало собственным традициям покоренных государств. В Средней Азии, в бывших областях государства хорезм-шаха, сохранялась должность везира, возглавлявшего особый диван управления. Местными администраторами были наместники. Был общеулусный диван финансов. Более сложным и разветвленным было управление в центральной части империи – бывших землях Китая с его бюрократическими традициями. В XIII в. там были организованы специальные управления – Провинциальные, в т. ч. Управление умиротворения. Затем организовался центральный секретариат, занимавшийся государственными делами, отдельно – военный совет, занимавшийся армией. Сформировались 6 «министерств»: чинов, налогов, ритуалов, наказаний, военных дел, строительства. Особо существовал цензорат – ведомство государственного контроля.
По всей империи высшими руководителями ставились, как правило, собственно монголы. На чисто бюрократические должности назначались местные – причем не из знати и не из военных. Гражданские чиновники освобождались от всех государственных повинностей.
В империи существовали полугосударственные, полусвященные посты верховного шамана и верховного судьи, избиравшихся лично кааном. Однако в основном религиозное управление, а также суд на местах осуществлялись по местным традициям и законам. Монголы отличались высокой степенью религиозной терпимости, сохраняя нетронутой систему религиозных культов в завоеванной стране. Сохранение судебных организаций также опиралось на один из государственных заветов Чингис-хана. Его выполнение, по мысли великого завоевателя, способно было укрепить государственность империи: «Изучайте разные законы, сравнивая, приноравливайтесь к ним. Для разных дел нужны опытные, ученые люди. Тот человек выше множества множеств людей, который знает законы государства».

Всеобщая история государства и права. Том. 1. Омельченко О.А.

§ 39. ГОРОДСКОЕ ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

§ 40. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

§ 41. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 42. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТРОЯ ВИЗАНТИИ

§ 43. СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 44. ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ

§ 44.1. Арабский халифат

§ 44.2. Монгольская военно-кочевая империя

§ 45. ОБРАЗОВАНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 46. ПРАВО И СУД В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 47. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ

§ 48. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ (СВОД ТАЙХО-РИЦУРЁ)

§ 49. СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz