Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
 
 

Организация власти.

Главой Ассирийской державы считался царь, уже в период первой державы порвавший всякую политическую связь с городской или общинной организацией. Способствовало этому то, что новые правители государства были выходцами из других этнических кланов, чем историческое население Ашшура. Власть царя была не столько религиозной сколько военно-политической, и армия была главной опорой правителя. В этой власти много было от власти верховного вождя клана. Формально царский трон был наследственным. Но реально наследование подчинялось прежним клановым и племенным традициям. Так, с XVIII по XIV в. до н. э. превалировало наследие власти братьями умершего правителя, затем сыновьями братьев; только в Новоассирийском царстве получило преимущество наследие от отца к сыну. При том, что сознание законности, правильности передачи престола и прав военачальника в ассирийской доктрине создавало не внутрисемейное родство, а статус города, откуда происходили прежний царь и его наследник.
Военный строй определил и жесткость иерархического построения общегосударственной администрации Ассирии. Вторым лицом в государстве считался помощник царя, он же командир крепостей и областной военной администрации; ему также поступали жалобы на судебные решения, которые или решались по существу, или передавались для нового рассмотрения. Следом шел главнокомандующий армией – тартан, который занимался только ведением военных операций и собственно командованием войсками (созыв и организация армии были вне его полномочий). Дальнейшее государственное старшинство принадлежало главе царского совета, затем начальнику дворцовой стражи или главе евнухов, начальнику виночерпиев, главному жрецу. В новоассирийский период появилась специальная должность начальника внутренней стражи государства, занимавшегося розыском преступников и другими делами, которые можно отнести к внутренним.
Власть царя опиралась на совещательные учреждения, главным образом военного происхождения. При царе было 3 совета: один – из старых воинов и бывших командиров, второй – из областной и дворцовой знати, вельмож; третий – из представителей общинных старейшин. Ни в Среднеассирийском, ни в Новоассирийском царстве ничего неизвестно о народных собраниях, хотя значительная роль совещательных учреждений и военной организации (построенной на служило-рекрутской системе) позволяла бы это предположить. Но известно понятие о «полноправном ассирийце», пользовавшемся равными правами с другими и особым покровительством законов.
Судебная организация Ассирии также была своеобразна. Низшие суды, по-видимому, не разделялись с областным управлением, а высшие представляли три специальных учреждения: суд по брачно-семейным делам (вопросы заключения брака и, особенно, брачных преступлений – неверности), суд для рассмотрения дел о кражах и суд по насильственным преступлениям. В отличие от древнеегипетского суд должен был строго придерживаться установленных и записанных законов (которые известны уже с XII – XI вв. до н. э.). Правоприменение в обществе полноправных воинов-ассирийцев прежде всего преследовало цели заставить подчиняться предписанным правителем правилам: в ассирийских законах редко встречается смертная казнь, зато широчайшее распространение, даже сравнительно с тем, что было обычно для стран Древнего Востока, приобрели членовредительские наказания.
В целом, административная организация Ассирийской державы в наименьшей степени охватывала регулирование экономической и хозяйственной деятельности страны. Главное состояло в подчинении ее построения военным и фискально-налоговым задачам. Это создавало основу для внешнеполитической силы державы, но это же было явной предпосылкой внутренней слабости государственной организации, распадавшейся под влиянием случайных обстоятельств, смены правителей, внутренних смут.

Всеобщая история государства и права. Том. 1. Омельченко О.А.

§ 2. РАЗВИТИЕ ИСТОРИОГРАФИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВА

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

§ 4. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии

§ 4.2. Государство Древнего Египта

§ 4.3. Ассирийская держава

§ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

§ 5.1. Государственность в Древней Индии

§ 5.2. Государства Древнего Китая

§ 6. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ МОНАРХИЯ

§ 7. ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА (ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ)

§ 8. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА

§ 9. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

§ 9.1. Становление политического общества в Древней Греции

§ 9.2. Спартанское государство

§ 9.3. Образование Афинского государства

§ 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz