Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго
 
 

Глава 25. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей

§1. Исключительное право юридического лица на фирменное наименование

1. Регистрация фирменного наименования

В числе объектов исключительных прав на средства индивидуализации ст. 138 ГК в первую очередь называет фирменное наименование юридического лица. Данное наименование должно иметь юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, т. е. преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Исключительное право на фирменное наименование возникает у юридического лица в момент регистрации этого наименования, т. е. государственной регистрации самого юридического лица под данным наименованием, поскольку в учредительных документах любой коммерческой организации обязательно указывается ее фирменное наименование.

Порядок регистрации юридических лиц регулируется законом, предусматривающим регистрацию различных, в том числе коммерческих, юридических лиц в органах юстиции разного уровня. На сегодня эта процедура регламентируется ст. 51 ГК, Законом об акционерных обществах, действующими федеральными законами о некоторых других видах коммерческих юридических лиц, а также пока еще действующим Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482.

2. Содержание фирменного наименования

Фирменное наименование должно отражать особенности организационно-правовой формы юридического лица. Например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "командитное товарищество". В фирменное наименование товарищества на вере можно включить также имя вкладчика, становящегося после этого полным товарищем.

Точно так же фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно включать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью", а акционерного общества - содержать помимо его наименования также указание на то, что общество является акционерным, в том числе открытым или закрытым. Акционерное общество вправе иметь полное и сокращенное фирменное наименование как на русском, так и на иностранных языках и языках народов РФ.

Дополнительные требования установлены для использования в фирменных наименованиях слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, вроде "Банк "Российский кредит"". Предприятия, организации и учреждения, использующие эти слова и словосочетания, обязаны уплачивать установленный законом сбор. Исключение сделано для федеральных органов государственной власти, Центрального банка России и некоторых других лиц. Аналогичные правила устанавливаются субъектами РФ, к примеру Москвой, облагающей сбором московские коммерческие юридические лица, использующие в своих фирменных наименованиях слово "Москва" и производные от него слова и словосочетания.

Юридическое лицо, зарегистрировавшее свое фирменное наименование, приобретает исключительное право его использования. Лицо, неправомерно применяющее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК).

Гражданское право т.1. Суханов Е.А.

РАЗДЕЛ V. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ)

Глава 22. Гражданско-правовое регулирование отношений, связанных с интеллектуальной деятельностью и индивидуализацией товаров и их производителей

§ 1. Интеллектуальная деятельность и гражданско-правовой режим ее результатов
§ 2. Исключительные права как интеллектуальная собственность

Глава 23. Авторское право и смежные права

§ 1. Понятие, функции и источники авторского права
§ 2. Объекты авторского права
§ 3. Субъекты авторского права
§ 4. Авторские права и срок их действия
§ 5. Авторско-правовая охрана программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем
§ 6. Смежные права
§ 7. Защита авторских и смежных прав

Глава 24. Патентное право

§ 1. Понятие, объекты и субъекты патентного права
§ 2. Оформление прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец
§ 3. Права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца и патентообладателя и их защита
§ 4. Патентно-правовая охрана селекционных достижений

Глава 25. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей

§ 1. Исключительное право юридического лица на фирменное наименование
§ 2. Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания)
§ 3. Правовая охрана наименования места происхождения товара
§ 4. Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz