Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
Теория государства и права в вопросах и ответах
Протасов В. Н.
 
 

69. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно -через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства – наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
- одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
- единая денежная система, одноканальная система налогов;
- территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона, Российской Федерации - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов).
Для федерации характерно следующее:
- двухуровневая система органов государственной власти:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
- существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
- двухканальная система налогов;
- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
- у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества.
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).
Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.
Конфедерации свойственны следующие черты:
- создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное;
- у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.
Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.
Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Теория государства и права в вопросах и ответах Протасов В. Н.

56. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

57. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

60. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

61. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

62. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

63. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

64. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

65. ГОСУДАРСТВО И БЮРОКРАТИЯ

66. ГОСУДАРСТВО И ДЕМОКРАТИЯ

67. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

68. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

69. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

70. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

71. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

72. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

73. ГОСУДАРСТВО И НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

74. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

75. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

76. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

77. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ

78. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

79. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ. СВЕТСКИЕ И ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

80. МЕСТО И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

81. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

82. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

83. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

84. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

85. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

86. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

88. ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА

89. АНАРХИЗМ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

90. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

91. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

92. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

93. ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ НАУК

94. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ МЕТАТЕОРИИ

95. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ МЕТОД

96. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz