Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
Теория государства и права в вопросах и ответах
Протасов В. Н.
 
 

72. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Термин «государственный аппарат» в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широком смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается в литературе, в этом случае понятие «государственный аппарат» равно по объему понятию «механизм государства». Вместе с тем, думается, что для обозначения всей системы органов государства и должностных лиц термин «механизм государства», несмотря на его традиционность, не очень подходит: «механизм» есть совокупность динамических закономерностей, последовательно обусловливающих функционирование или развитие того или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для характеристики динамики государства - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерностей функционирования государства.
В узком смысле под «государственным аппаратом» понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный (профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.
Наряду с органами государственного управления (органами исполнительной государственной власти) в системе органов государства выделяют законодательные (представительные) органы государственной власти, судебные органы (органы судебной государственной власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную группу выделяют «силовые» органы: армию, полицию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в государственный аппарат (систему органов государственного управления).
Следует иметь в виду, что система органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:
а) органы государства;
б) государственные учреждения;
в) государственные предприятия.
Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учреждений включаются в общую систему государственных органов.
Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.
Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц государства. «Должностное лицо» - это не некое физическое лицо, а «индивидуальный» элемент государства, своего рода «индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетенцию. «Должностное лицо» можно понимать как ячейку в системе государства, которую на тот или иной период времени может занимать то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности. Высшее должностное лицо России - Президент.
Для государственного органа характерны следующие признаки:
- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;
- государственный орган есть элемент государства;
- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
- государственный орган есть разновидность государственной организации;
- от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями;
- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;
- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства;
- каждый государственный орган имеет свои функции.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».
Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:
- принцип приоритета прав человека;
- принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
- принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
- принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
- принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,
- принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

Теория государства и права в вопросах и ответах Протасов В. Н.

56. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

57. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

60. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

61. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

62. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

63. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

64. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

65. ГОСУДАРСТВО И БЮРОКРАТИЯ

66. ГОСУДАРСТВО И ДЕМОКРАТИЯ

67. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

68. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

69. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

70. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

71. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

72. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

73. ГОСУДАРСТВО И НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

74. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

75. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

76. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

77. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ

78. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

79. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ. СВЕТСКИЕ И ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

80. МЕСТО И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

81. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

82. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

83. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

84. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

85. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

86. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

88. ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА

89. АНАРХИЗМ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

90. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

91. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

92. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

93. ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ НАУК

94. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ МЕТАТЕОРИИ

95. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ МЕТОД

96. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz