Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
 
 

Источники права.

Начало древнееврейского права относится ко времени полулегендарного пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем которого связывается начало освоения евреями Палестины, составление религиозных заповедей и первых законов. Реально большинство приписанных Моисею правовых предписаний, вошедших в ветхозаветные книги Библии «Исход» и «Левит», появляются в Иудейском царстве в IX – VII вв. до н. э. Около 622 г. до н. э. в связи с народными волнениями в Иудее создается новый свод, повторяющий и развивающий Моисеевы законы, – «Второзаконие». К этому же времени относится составление так называемых «свертков синагог» в 5 книгах – сборников обычного древнееврейского права, признанного таковым священнослужителями (основные судьи у евреев). После возвращения из вавилонского плена, как бы в наставление и в воспоминание о прежних временах был составлен сборник древних юридических обычаев – Галахом; хранителем древнего закона и обычая провозглашался высший религиозный и судебный совет – синедрион.
Несмотря на священно-религиозное отношение к древним законам и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать старое право – так к началу I в. н. э. у евреев стали возникать юридические школы и направления. Причем в отношении к древнему праву эти школы придерживались разных позиций. Одно направление, связываемое с именем раввина Галлела, председателя синедриона в 30–10 гг. до н. э., ставило на первое место идею правовой справедливости, тогда как последователи раввина Шамаи выражали позиции «строгого права», точного следования букве древних законов. С учетом нараставших толкований, во II в. раввин Егуда Танасси составил сборник обычного еврейского права – Мишна в 6 книгах, – позднее получивший новую редакцию. Наряду с этим, собственной традиции истолкования древнего права придерживались и те иудеи, которые не ушли из Вавилона после окончания плена. Их юристы и учителя составили особый свод нововведений к праву под названием Гемара («Восполнение»), посвященный главным образом имущественным и семейным отношениям. Позднее из этих двух сводов – Мишны и Гемары – составили единый памятник под названием Талмуд. Талмуд – это не чисто правовой, но более религиозный, наставительный свод разного рода поучений и толкований, и в силу этого по содержанию посвященный многим правовым вопросам; но это не кодекс и не свод чисто правовых норм. Опираясь на разные традиции обычного права, оформились и разные редакции Талмуда в IV – V вв.: иерусалимская и вавилонская. Талмуд, наряду с книгами Ветхого завета, стал важнейшим источником древнееврейского права.
Еврейское право не прекратило своего существования с падением Древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, даже завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию синедриона. В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общинах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру. Для того чтобы совместить требования времени с традицией древних правил, в средневековой еврейской культуре продолжилась работа по комментированию и новому толкованию памятников права. Самым известным из таких комментариев был свод примечаний, составленный знаменитым философом и правоведом Моисеем Маймонидом (XII в.) Своей систематикой и общими принципами анализа права он даже оказал влияние на формирование нового европейского права.
Комментарии юристов, своды истолкований и поучений были новыми по типу для древневосточного права источниками. Но главнейшими оставались прежние законы Ветхого завета, восходящие к священным заповедям Моисея.

Всеобщая история государства и права. Том. 1. Омельченко О.А.

§ 2. РАЗВИТИЕ ИСТОРИОГРАФИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВА

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

§ 4. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии

§ 4.2. Государство Древнего Египта

§ 4.3. Ассирийская держава

§ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

§ 5.1. Государственность в Древней Индии

§ 5.2. Государства Древнего Китая

§ 6. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ МОНАРХИЯ

§ 7. ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА (ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ)

§ 8. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА

§ 9. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

§ 9.1. Становление политического общества в Древней Греции

§ 9.2. Спартанское государство

§ 9.3. Образование Афинского государства

§ 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz