Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
 
 

Финансовая система.

Политическая мощь Афин основывалась в том числе на весьма развитой финансовой системе, которая впервые здесь обрела значение особой отрасли государственного управления.
Узаконенной обязанности граждан уплачивать налоги в казну в Афинах не было: гражданин был вправе отказаться от уплаты налогов, которая составляла более предмет моральной добродетели. Финансы государства складывались из: 1) доходов от разработки общеафинских рудников, копей, от чеканки монеты; 2) прямого налога, который обязаны были уплачивать неграждане Аттики – метойки и освобожденные, причем и мужчины, и женщины (в половинном размере); 3) косвенных налогов, к которым относились таможенные 2%-ные сборы, рыночные, с продаж; их уплачивали все участники оборота. Помимо основных, с 428 г. до н. э. был введен (4) особый налог эйсфора, который обязаны были уплачивать и граждане, и метойки с имущества, превышающего стоимость в 1 тыс. драхм, а с 413 г. – торговый налог (5) эйкоста, которым облагались все товары, перемещавшиеся в рамках Афинского союза (по 5%) и вывозимые через Босфор (по 10%). В 378 г. до н. э. в ходе очередной реформы усилилась роль подоходного обложения всех граждан. Большее значение для граждан имели прямые натуральные обязанности – литургии, важнейшими из которых были: взносы на театральный хор, на обучение юношества, на организацию священных посольств на общегреческие празднества. Сохранялись древние повинности по постройке за свой счет кораблей (триерархия), пополнению арсеналов полиса.
Общий контроль за финансами осуществлял булэ, назначавший для этого 10 специальных магистратов – полетов; они вели счета, осуществляли государственные расходы. Сбором доходов ведали совершенно другие магистраты – аподекты, также в числе 10; в их наблюдении была государственная казна. Афины располагали десятью сокровищницами, которые поочередно могли 6ыть использованы для расходов; особая сокровищница богини Афины использовалась только на основании особого закона.

Всеобщая история государства и права. Том. 1. Омельченко О.А.

§ 7. ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА (ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ)

§ 8. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА

§ 9. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

§ 9.1. Становление политического общества в Древней Греции

§ 9.2. Спартанское государство

§ 9.3. Образование Афинского государства

§ 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН

§ 11. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

§ 12. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО МИРА

§ 13. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДРЕВНЕГО РИМА

§ 14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

§ 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz