Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго
 
 

3.2.8. Светское государство

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.
Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:
1) отделение церкви от государства. Этот принцип означает:
во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;
во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;
в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;
в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;
2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;
3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;
4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации:
во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание... признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России... принимает настоящий Федеральный закон»;
во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

Конституционное право. Учебное пособие Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИЯ

2.1. Понятие конституции
2.2. Классификация конституций
2.3. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
2.4. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

ГЛАВА III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Понятие конституционного строя и его основ
3.2. Система основ конституционного строя Российской Федерации
3.2.1. Человек, его права и свободы - высшая ценность
3.2.2. Демократическое государство. Суверенитет народа
3.2.3. Государственный суверенитет
3.2.4. Федеративное государство
3.2.5. Республиканская форма правления
3.2.6. Правовое государство
3.2.7. Социальное государство
3.2.8. Светское государство
3.2.9. Осуществление государственной власти и разделение властей
3.2.10. Экономические основы конституционного строя
3.2.11. Идеологическое и политическое многообразие
3.2.12. Разграничение государственной власти и местного самоуправления

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

4.1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина
4.2. Гражданство Российской Федерации
4.2.1. Понятие и принципы гражданства Российской федерации
4.2.2. Приобретение гражданства Российской Федерации
4.2.3. Прекращение гражданства Российской Федерации
4.2.4. Порядок разрешения дел о гражданстве Российской федерации
4.2.5. Правовое положение иностранцев в Российской федерации
4.3. Принципы правового статуса человека и гражданина
4.4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
4.4.1. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
4.4.2. Личные права и свободы
4.4.3. Политические права и свободы
4.4.4. Экономические, социальные и культурные права и свободы
4.4.5. Конституционные обязанности
4.5. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения
4.6. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz