Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго
 
 

6.2.2. Источники избирательного права

нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Законодательство о выборах в Российской Федерации составляет отдельную отрасль — избирательное законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральное избирательное законодательство включает в себя Конституцию РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Конституция Российской Федерации касается вопросов избирательного права в следующих моментах:
1) в ст. 3 устанавливается, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;
2) Конституция РФ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав: это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) Конституция РФ определяет, что федеральными органами государственной власти, избираемыми непосредственно гражданами, являются Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция РФ устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом Государственной Думы. Согласно ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Статья 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;
4) Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав), а также формирование федеральных органов государственной власти. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. На основании этих общих принципов, а также в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации субъекты Федерации, согласно ст. 77 Конституции РФ, самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» *
Такое положение определяется несколькими факторами;
1) данный закон является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории Российской Федерации;
2) федеральный закон раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;
3) закон имеет «рамочный» характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего региональному. Статья 1 данного Закона устанавливает, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить федеральному закону об основных гарантиях. В случае же такого противоречия применяются нормы этого федерального закона;
4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов федеральному закону либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться федеральный закон об основных гарантиях. Данное правило также означает, что избиратель и иные участники любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные или местные органы власти) в Российской Федерации вправе обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.
Такой же «рамочный» характер имеет федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». *
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулируют порядок подготовки и проведения соответственно выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.
Отдельные аспекты избирательных отношений регулируются другими федеральными законами, среди которых федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.
К источникам избирательного права относятся конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, которые закрепляют права граждан на участие в выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему этих органов, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы.
Избирательные законы субъектов Российской Федерации регулируют выборы законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливают основы деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. На региональном уровне действуют кодифицированные избирательные законы: например, Избирательные кодексы Воронежской и Свердловской области, Кодекс Республики Башкортостан о выборах.
Источниками избирательного права также являются акты избирательных комиссий - Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных избирательных комиссий, изданные ими в рамках делегированного правотворчества. Это означает, что избирательные комиссии могут принимать акты нормативно-правового характера только на основании и во исполнение соответствующих законов.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации включаются в состав источников избирательного права. К источникам относятся прежде всего постановления от 3 ноября 1997 г. по делу о проверки конституционности п.1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть изданными в органы местного самоуправления в связи с запросом Тульского областного суда», от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п.3 п. 4 ст. 13, п.3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство

Конституционное право. Учебное пособие Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

ГЛАВА V. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.1. Понятие федерации как формы государственного устройства
5.2. Понятие и виды автономии
5.3. Принципы российского федерализма
5.4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации как федеративного государства
5.5. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды
5.6. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

ГЛАВА VI. РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

6.1. Референдум
6.1.1. Понятие референдума и его виды
6.1.2. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации
6.2. Избирательное право и процесс
6.2.1. Понятие избирательного права и процесса. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем
6.2.2. Источники избирательного права
6.2.3. Принципы избирательного права
6.2.4. Стадии избирательного процесса
6.2.4.1. Назначение выборов
6.2.4.2. Состояние списков избирателей , образование избирательных округов и избирательных участков , формирование избирательных комиссий
6.2.4.3. Выдвижение и регистрация кандидатов. Образование избирательных фондов. Статус зарегистрированных кандидатов.
6.2.4.4. Предвыборная агитация
6.2.4.5. Голосование , подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование

ГЛАВА VII. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7.1. Понятие и признаки государственного органа. Понятие системы органов государственной власти
7.2. Президент Российской Федерации
7.2.1. Институт главы государства
7.2.2. Конституционный статус Президента Российской Федерации
7.2.3. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ
7.2.4. Компетенция Президента Российской Федерации
7.2.5. Акты Президента Российской Федерации
7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации
7.3. Федеральное Собрание Российской Федерации
7.3.1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
7.3.3. Порядок формирования Совета Федерации
7.3.4. Компетенция Федерального Собрания
7.3.5. Внутренняя организация палат Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.5.1. Внутренняя организация Совета Федерации
7.3.5.2. Внутренняя организация Государственной Думы
7.3.6. Порядок работы палат Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.6.1. Порядок работы Совета Федерации
7.3.6.2. Порядок работы Государственной Думы
7.3.7. Роспуск Государственной Думы
7.3.8. Акты Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.9. Законодательный процесс
7.3.10. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
7.4. Правительство Российской Федерации
7.4.1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
7.4.2. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования
7.4.3. Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации
7.4.4. Система федеральных органов исполнительной власти
7.4.5. Компетенция Правительства Российской федерации
7.4.6. Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
7.4.7. Организация деятельности Правительства Российской Федерации
7.5. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации
7.5.1. Понятие судебной власти.
7.5.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
7.5.3. Правовой статус и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
7.6. Конституционно-правовые основы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz