Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго
 
 

7.4. Правительство Российской Федерации

7.4.1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.
Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «О Правительстве Российской Федерации», * федеральные законы, указы Президента.
Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;
3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.
Конституционный статус Правительства РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти, обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как главой государства, с Федеральным Собранием как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:
1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ);
2) Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, которые утверждаются указом Президента (ч.1 ст. 112 Конституции РФ);
3) Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей (ст. 32 Закона о Правительстве);
4) по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ); 5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «6» ст. 83 Конституции РФ);
6) Президент принимает решение об отставке Правительства (ст. 117 Конституции РФ);
7) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);
8) в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.
Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерации проявляются в следующем:
1) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ);
2) Правительство пользуется правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);
3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);
4) Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ);
5) Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству. Председатель Правительства вправе по собственной инициативе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству (ст. 117 Конституции РФ);
6) члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий. Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству с депутатским запросом (ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве).
Взаимодействие Федерального Собрания и Правительства РФ обеспечивается с помощью полномочного представительства Правительства РФ в Федеральном Собрании . *
Представительство является постоянно действующим органом, образованным с целью совершенствования законопроектной деятельности Правительства, обеспечения его взаимодействия с палатами Федерального Собрания, субъектами права законодательной инициативы, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектных работ.
Взаимоотношения Правительства РФ и органов судебной власти. Правительство РФ в пределах своих полномочий производит финансирование судов из федерального бюджета, обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия и исполнение судебных решений (ст. 42 Закона о Правительстве). В свою очередь, органы судебной власти осуществляют судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
Взаимоотношения Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации:
1) Правительство по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон;
3) Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
4) Правительство РФ направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации;
5) Правительство РФ в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство РФ предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Конституционное право. Учебное пособие Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

ГЛАВА VI. РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

6.1. Референдум
6.1.1. Понятие референдума и его виды
6.1.2. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации
6.2. Избирательное право и процесс
6.2.1. Понятие избирательного права и процесса. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем
6.2.2. Источники избирательного права
6.2.3. Принципы избирательного права
6.2.4. Стадии избирательного процесса
6.2.4.1. Назначение выборов
6.2.4.2. Состояние списков избирателей , образование избирательных округов и избирательных участков , формирование избирательных комиссий
6.2.4.3. Выдвижение и регистрация кандидатов. Образование избирательных фондов. Статус зарегистрированных кандидатов.
6.2.4.4. Предвыборная агитация
6.2.4.5. Голосование , подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование

ГЛАВА VII. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7.1. Понятие и признаки государственного органа. Понятие системы органов государственной власти
7.2. Президент Российской Федерации
7.2.1. Институт главы государства
7.2.2. Конституционный статус Президента Российской Федерации
7.2.3. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ
7.2.4. Компетенция Президента Российской Федерации
7.2.5. Акты Президента Российской Федерации
7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации
7.3. Федеральное Собрание Российской Федерации
7.3.1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
7.3.3. Порядок формирования Совета Федерации
7.3.4. Компетенция Федерального Собрания
7.3.5. Внутренняя организация палат Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.5.1. Внутренняя организация Совета Федерации
7.3.5.2. Внутренняя организация Государственной Думы
7.3.6. Порядок работы палат Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.6.1. Порядок работы Совета Федерации
7.3.6.2. Порядок работы Государственной Думы
7.3.7. Роспуск Государственной Думы
7.3.8. Акты Федерального Собрания Российской Федерации
7.3.9. Законодательный процесс
7.3.10. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
7.4. Правительство Российской Федерации
7.4.1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
7.4.2. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования
7.4.3. Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации
7.4.4. Система федеральных органов исполнительной власти
7.4.5. Компетенция Правительства Российской федерации
7.4.6. Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
7.4.7. Организация деятельности Правительства Российской Федерации
7.5. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации
7.5.1. Понятие судебной власти.
7.5.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
7.5.3. Правовой статус и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
7.6. Конституционно-правовые основы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации

ГЛАВА VIII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8.1. Понятие местного самоуправления
8.2. Организация местного самоуправления
8.3. Финансово-экономические основы местного самоуправления
8.4. Предметы ведения местного самоуправления
8.5. Гарантии и ответственность местного самоуправления

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz