Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
 
 

Имперская бюрократия.

Расцвет чиновничьей бюрократии составил еще одну черту византийской государственной администрации. Уже в IV в. только в аппарате префектур насчитывалось свыше 10 тыс. профессиональных чиновников. Должности могли покупаться (в 535 г. была установлена точная такса за покупку). Законом вместе с тем чиновникам предписывалось «по-отечески» относиться к населению, требовательно относиться к исполнению государственных дел.
Новая, по сути сословная, административно-бюрократическая система установилась после преобразований конца IX – начала Х в. при василевсе Льве Мудром (886-912). Количество ведомств центральной администрации возросло до 60. Государственная служба стала как бы обозначением особого социального, сословного статуса, сопряженного с привилегиями. Доходы чиновников не облагались налогами, для них устанавливалась внутриведомственная юрисдикция (правда, наказывались даже за орфографические ошибки в документах), в случае общих преступлений к чиновникам не применялись тяжкие наказания. Вместе с тем чиновникам запрещалось заниматься промышленной и любой хозяйственной деятельностью.
Все государственные служащие были расписаны по своеобразной табели о рангах, где устанавливались три рода государственной службы (военная, придворная и гражданская) и до 60 рангов. Соответствующий ранг давал право на занятие того или другого бюрократического поста и был неразрывен с ним. Каждому рангу полагалась своя квота выплат (до 500 тыс. серебряных номисм) за должность. 18 высших рангов включали главнейших лиц императорской фамилии и придворных служащих. Военные ранги первенствовали перед гражданскими, даже весьма важными (так, логофет дрома числился в 7 ранге, а эпарх, правитель столицы, – в 18-м). Титулы давались пожизненно, но они не были наследственными. Борьба чиновников за сохранение рангов, титулов, за продвижение по служебной лестнице, за доходы по должности и около нее стали отравой административной системы Византии. К XI в., по замечанию современника, чиновничья «филия» (блат) стала политическим явлением, в государстве. Хотя законом Льва Мудрого и предписывалось несправедливого и невежественного судью подвергать конфискации имущества, позорящей стрижке и вечному проклятию, отторжение бюрократии от общественных нужд и интересов было повсеместным. Процветало взяточничество. Частичной мерой борьбы с этим явлением стало установление в XII в. чрезмерно большого жалованья для чиновников, что якобы должно было изменить цели их интересов.

Всеобщая история государства и права. Том. 1. Омельченко О.А.

§ 39. ГОРОДСКОЕ ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

§ 40. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

§ 41. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 42. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТРОЯ ВИЗАНТИИ

§ 43. СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 44. ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ

§ 44.1. Арабский халифат

§ 44.2. Монгольская военно-кочевая империя

§ 45. ОБРАЗОВАНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 46. ПРАВО И СУД В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 47. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ

§ 48. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ (СВОД ТАЙХО-РИЦУРЁ)

§ 49. СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz