Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
 
 

§ 42. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТРОЯ ВИЗАНТИИ

От античного Рима византийское общество унаследовало развитый сословный строй, основанный на резком отличии правового положения отдельных классов населения. Традиционно сословные различия подразумевали имущественное неравенство и даже неравноправие. В Византии сословные разграничения приобрели дополнительное значение. Принадлежность к тому или другому сословию, к той или другой категории зависимого населения стала взаимосвязана с особым местом в системе государственной бюрократии. Сословная структура общества стала, тем самым, двойственной, в значительной степени завися от государственной политики.
Социально-правовой строй усложнился и в другом отношении. Империя включала в себя множество областей, население которых устанавливало особые правовые отношения с властями, принимая только ему присущие права и обязанности – главным образом, связанные с несением военной службы. Различные привилегии (служебные, налоговые, судебные) создавали столь же различные сословные группы, которые не вполне укладывались в традиционную, характерную для Запада сословную структуру феодального общества.

Сословный строй.

Свободное, самостоятельное в экономическом и юридическом отношении население Византии, как и во времена поздней Римской империи, подразделялось на категории почтенных (honestiores) и смиренных (humiliores). Так же традиционно эти разграничения были в большей степени политическими, отражая причастность к государственной службе и наличие (или отсутствие) привилегированного статуса. Собственно юридическая сословная структура как бы накладывалась на это должностное подразделение.
Высшим сословием было сословие сенаторов (ordo senatorius). Оно было взаимосвязано с высшими государственными чинами (первые 12 рангов). Внутренне сословие дополнительно подразделялось на сиятельных (illustres), почтенных (spectabiles) и знатнейших (clarissimi). Звание сенатора означало прежде всего право участия в управлении государством в составе или константинопольского сената, или общего синклита (см. § 41). Звание было наследственно. Однако оно могло быть и пожаловано императором в качестве персонального отличия. В этом случае оно не было обусловлено высоким имущественным цензом.
Сенаторское звание предоставляло его обладателю значительные финансовые и судебные привилегии. Сенаторы не платили основных государственных налогов. Они не могли быть арестованы, заключены в тюрьму, тем более осуждены без разрешения императора и согласия сената. Они пользовались особым статусом в суде: так, в VI в. было принято, что сиятельнейшие сенаторы могут вести дела только через своих представителей (чтобы не ущемлять авторитета судей своим присутствием). Сенаторы всех категорий пользовались значительной неприкосновенностью личности: в их отношении предписывалось не применять наиболее тяжких и позорящих наказаний.
Вместе с тем звание было сопряжено со значительными сословно-государственными обязанностями. Ежегодно сенаторы обязаны были подносить императору подарки в качестве выражения своей преданности – в зависимости от имевшегося состояния (сенаторы высшей категории – по фунту золота). Сенаторы обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления (потом и разрешения) императора. Сенаторы не могли отказываться от выполнения государственных поручений.
Вторым по значимости было сословие куриалов (ordo curialis). В него включались фактически все находившиеся на государственной службе, обладавшие соответствующим рангом. Для них также устанавливались налоговые и судебные привилегии. В отношении них не применялись тяжкие уголовные наказания. Привилегированное положение куриалов гарантировалось особой их подсудностью.
В качестве крупных землевладельцев и сенаторы, и куриалы располагали дополнительными правами и совершенно особым статусом. На основе признанной государством автократии (самовластия) в своей вотчине они исполняли в ней по существу роль представителей государства. Магнаты сами взимали государственные поземельные налоги в своих землях, сами пользовались правом уголовного суда и приговаривания к наказаниям (для чего имели собственные частные тюрьмы).
Наиболее многочисленным сословием свободных было плебейское (ordo plebeius). В него включались мелкие самостоятельные земельные собственники, торговое население городов, ремесленники, представители иных городских профессий. Законами Юстиниана (VI в.) было уничтожено различие в правах между свободнорожденными и вольноотпущенниками, поэтому сословие было практически единым в своем статусе. Торговому и ремесленному населению предписывалось объединяться в цехи, обладавшие правами юридических корпораций. Членами таких корпораций могли быть и несвободные. Корпоративные требования устанавливались государственной властью, которая тем самым контролировала доступ в сословие. В отношении плебса могли применяться любые уголовные наказания, включая телесные и позорящие. Они платили особые налоги с торговой и ремесленной деятельности (хрисаргир), причем взимались они в отличие от поземельного и подушного вперед за несколько лет.
Особым сословным статусом обладало и духовенство. В Византии духовенство никогда не было ни вполне независимым, ни полностью свободным сословием. Оно было освобождено от некоторых государственных натуральных повинностей, однако, как и другие сословия, уплачивало денежные. Наряду с полностью самостоятельными монастырями существовали и зависимые от государства – такие могли даваться в пожалование лицам высших сословий при условии прокормления монахов. В этом случае положение монашества мало чем отличалось от положения зависимого населения.

Всеобщая история государства и права. Том. 1. Омельченко О.А.

§ 39. ГОРОДСКОЕ ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

§ 40. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

§ 41. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 42. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТРОЯ ВИЗАНТИИ

§ 43. СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 44. ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ

§ 44.1. Арабский халифат

§ 44.2. Монгольская военно-кочевая империя

§ 45. ОБРАЗОВАНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 46. ПРАВО И СУД В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 47. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ

§ 48. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ (СВОД ТАЙХО-РИЦУРЁ)

§ 49. СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz