Юридическая библиотека Круглова
 
 
 
 
Гражданское право: В 2 т. Том I
Суханов Е. А.
Гражданское право: В 2 т. Том II.
Суханов Е. А.
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н.
Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.
Батычко В.Т.
Конституционное право. Учебное пособие
Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго

Всеобщая история государства и права. Том. 1

Омельченко О.А.
 
 

Административное право.

Важнейшую часть правового строя рицурё составляли урегулированные законом взаимоотношения государственной власти и управляющих. Права и обязанности лиц, привлеченных к административной деятельности за счет и в интересах государства, регламентировались в отношении содержания служебных обязанностей, порядка прохождения службы, выплат государственного жалованья, полагающихся льгот и привилегий.
Государственная администрация, следуя китайским образцам, строилась по системе должностных рангов. Ранги далеко не всегда соответствовали собственно должности, содержанию служебной деятельности. «От министра и до писца – это посты, от первого класса принцев крови и до начального ранга – это ранги. Ранги бывают благородные и неблагородные, посты – высокие и низкие. Благородные занимают высокие посты, неблагородные назначаются на низкие должности. Посты и ранги соответствуют друг другу. Каждый из рангов имеет степени, разряды и ступени»*. Законы заключали в себе (кн. 2-5) исчерпывающий, по-видимому, перечень служб и постов государственной и дворцовой администрации (в 1-м классе числился единственно старший государственный министр, в низшем, начальном младшем ранге – писцы управлений водоснабжения, придворный красильщик и т. д.).
* Комментарий «Ре-но гиге» (IX в.) к законам Тайхо.

От наличия того или другого ранга зависели возможность и право занять ту или другую должность. Высшие пять рангов присваивались только указом императора, с восьмого (низшего) ранга и выше - с доклада Государственного совета, в т. н. начальные ранги производил Государственный совет собственным решением. Допускалось занятие не одного, а двух постов, в этом случае один считался основным. Запрещалась служба близких родственников в одном учреждении.
Законы регламентировали и содержание служебных обязанностей, в том числе степень своего рода строгости соблюдений этих обязанностей: для высших она была максимальной, включая критерии этические, для низших – была чисто формальной и связывалась только с состоянием порученной по должности сферы управления. Например, старшему министру, «как наставнику Сына Неба», полагалось быть «примером для всего света, держать страну на путях морали и приводить в гармонию отрицательное и положительное...» Если такого человека нет, то пост этот оставлять незанятым. Писцы же должны были только снимать копии с документов, записывать и содержать в порядке официальные документы.
Соответствие должности, назначение на другую должность, присвоение высшего ранга зависело от результатов аттестации чиновников. Ее проводили регулярно, в ряде случаев ежегодно. Составлял аттестационное представление начальник управления или ведомства, включая в него обязательно «сведения о хорошем поведении, заслугах и провинностях». Начальник же нес персональную ответственность за возможные искажения: это был минус в его аттестацию. Аттестуемые чиновники распределялись по девяти классам: в высший разряд включались те, кто обладал несколькими достоинствами (в основном этического плана) помимо исправного знания службы, в низший, 9-й, – те, кто «допускает лесть, обман, алчность». Последних надлежало увольнять со службы – но только по результатам испытаний. Для начальной деятельности устанавливались экзамены: по литературоведению, философии, канцелярскому делу, праву – соответственно будущему делу. На экзаменах по праву кандидат должен был «хорошо уяснить содержание десяти статей рицуре и отвечать на вопросы без колебания и задержки». «Если же экзаменующийся в общем знает основы права, но еще глубоко не овладел сущностью, считать его невыдержавшим».
От аттестации зависело продвижение чиновников, в том числе самое жизненно важное – из провинции в столицу. Пропорционально рангам чиновники получали жалованье. Законы регламентировали точные размеры государственных выдач – шелком, холстом, мотыгами. За упущения по службе жалованье задерживалось или могло быть конфисковано.
Административное право Японии едва ли не впервые узаконило обязательный отпуск чиновников. Он был еженедельным, ежегодным и специальным. Еженедельно полагалось отдыхать один день из шести. Кроме того, предоставлялся месяц для полевых работ (два раза в год по 15 дней). Были особые отпуска по траурным обстоятельствам – в 1 месяц. В скорбных случаях государство выдавало чиновникам также вспомоществование на похороны и траур. Траур по родителям был, видимо, значительным по длительности: в этих случаях чиновников предписывалось увольнять от должности.
Службу можно было начинать с 21 года. Чиновникам даже вменялось в обязанность представлять своих сыновей в этом возрасте для испытаний или аттестации. Чиновничество, таким образом, объективно превращалось в полузамкнутое сословие со своими статусом и льготами.

Всеобщая история государства и права. Том. 1. Омельченко О.А.

§ 39. ГОРОДСКОЕ ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

§ 40. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

§ 41. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 42. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТРОЯ ВИЗАНТИИ

§ 43. СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 44. ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ

§ 44.1. Арабский халифат

§ 44.2. Монгольская военно-кочевая империя

§ 45. ОБРАЗОВАНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 46. ПРАВО И СУД В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 47. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ

§ 48. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ (СВОД ТАЙХО-РИЦУРЁ)

§ 49. СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz